Воспитание патриотизма в сердцах молодого поколения
Патриотическому воспитанию молодого поколения в Серафимовичском районе уделяют очень много внимания. Множество разнообразных мероприятий проходят в школах, детских садах и других учебных заведениях. И проводятся они отнюдь не «для галочки» – каждый участник вкладывает всю душу в подготовку и проведение. Ведь, несомненно, у молодежи необходимо формировать как можно больше патриотического духа, знаний, потому что от них зависит наше будущее, будущее страны. Для обмена опытом этой практики 11 мая в Большовской средней школе был организован семинар на тему «Патриотические аспекты образования и воспитания в ходе учебно-воспитательной работы в МКОУ «Большовская средняя школа».
На семинар были приглашены школы поселений правого берега Дона. Так, перенять опыт приехали представители Серафимовичских школ №1 и №2, Пронинской, Песчановской и Усть-Хоперской школ.
Педагоги Большовской школы подготовили большую интересную программу, в рамках которой прошли открытые уроки и общешкольное мероприятие, посвященное Дню Победы.
С приветственным словом к гостям семинара обратился директор Большовской школы М.В. Стерлядников.
- Тема патриотического воспитания, как известно, в наше время – одна из самых актуальных и серьезных, - сказал Михаил Владимирович. – Нашей главной задачей является обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня мы расскажем, как проходит этот процесс в нашей школе.
Затем директор передал слово ответственной за воспитательную работу Е.А. Поповой.
- В последнее время все более заметной стала постепенная утрата нашим обществом традиционно российского нравственного и патриотического сознания, - отметила в своем докладе Елена Александровна. – Патриотизм постепенно начал превращаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, агрессивность и неуважение к государству и социальным институтам. Эти процессы выдвинули ряд задач, предполагающих необходимость формирования у граждан высоких нравственных, моральных и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм.
Далее Е.А. Попова рассказала об основных направлениях, которые включает в себя программа патриотического воспитания молодежи в Большовской школе. В первую очередь, это духовно-нравственное, историческое, гражданское, социальное, военное, спортивное и культурно-патриотическое воспитание. В рамках этих направлений проводится ряд мероприятий, главной задачей которых является формирование чувства любви к Родине, целенаправленное создание ситуаций, в которых ребенок переживает гордость за свою страну, семью и близких. Кроме того, дети участвуют в разнообразных акциях, спортивных состязаниях, организовывают торжественные мероприятия, посвященные памятным датам.
- Патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашей школы, - подвела итог Е.А. Попова. – Благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Здесь живет история
Еще одним интереснейшим уроком в рамках семинара стала экскурсия в Комнату Памяти. Провели урок учитель истории Н.И. Лизогубова и учащиеся 10 класса Ирина Свищева и Наталья Малахова.
Музейная Комната Памяти создана в 80-х годах неравнодушным и активным человеком — бывшим учителем Большовской школы В.З. Куликовой. Здесь переплетаются прошлое и настоящее, чувствуется дух ушедших времен.
Экскурсия началась с боевого пути 47 и 50 гвардейских стрелковых дивизий. Ученицы показали стенды, на которых изображен путь каждой дивизии и рассказали о героях и их подвигах. Третий стенд в Комнате Памяти посвящен ветеранам Великой Отечественной войны - жителям хутора Большой. С 1941 по 1945 год на фронт было призвано 229 человек. Из них в живых осталось 124. Фотографии некоторых имеются на стенде.
Кроме фотографий в фондах школьной Комнаты Памяти хранятся наградные листы, награды, видеозаписи и записи воспоминаний ветеранов, детей войны и жителей хутора, переживших это страшное лихолетье.
Бесценной реликвией в фонде стала капсула с наказом потомкам, привезенная с Чеботаревского братского захоронения и вскрытая в 2000 году.
Кроме сведений о Великой Отечественной войне в Комнате можно найти информацию об истории хутора Большой в воспоминаниях жителей разных поколений, в документах прошлых лет. На выходе из школьного музея приведены списки хуторян, сложивших голову за Родину.
Фонды Комнаты Памяти — это ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами.
НАУКА КОВАЛА ПОБЕДУ
Интегрированный урок химии и физики прошел у 10 и 11 классов. Учитель химии С.А. Тимашова и учитель физики М.А. Фролова организовали устный журнал «Наука ковала Победу».
Учащиеся узнали о том, как в годы Великой Отечественной войны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией, направляя все свои силы на изобретение новых и использование имеющихся достижений науки для фронта и Победы.
Советские ученые с первых дней войны были полны решимости отдать все силы и знания, весь свой труд, опыт великому делу разгрома фашизма. «Все для фронта, все для Победы! – эти слова стали лозунгом миллионов.
Затем участники устного журнала поделились друг с другом знаниями о различных достижениях в области физики и химии, которые облегчали в свое время жизнь людям и значительно приблизили русский народ к победе над фашистами.
- Мы должны помнить, - сказала Светлана Алексеевна, учитель химии, - что Великая Отечественная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, но также идей и стратегий. Это было сражение производств, экономики и наук. Вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора.
В завершение урока прошла викторина, с вопросами которой ученики справились на отлично.
Доброта спасет мир
В рамках семинара прошел ряд открытых уроков. Каждый урок был нацелен на свою аудиторию и посвящен одной цели — патриотическому воспитанию.
Учителя начальных классов И.Н. Копытина, Л.Н. Журавлева, Г.В. Кулеш и Н.М. Стерлядникова подготовили для своих учеников единый классный час «Доброта спасет мир».
Дети рассказали стихи о доброте человека, милосердии, любви и уважении друг к другу. Также педагоги подготовили фильм, в котором отражен один из составляющих моментов патриотического воспитания в школе: разговор учителя с учениками о воспоминаниях детей войны.
Кроме того, ребята узнали, какие памятники Доброты существуют в мире. Их заинтересовали такие памятники, как бронзовый «Одуванчик», выполненный из множества открытых детских ладошек, «Добрый ангел мира» и многие другие. Поскольку на территории Большовского поселения планируется возведение зоны отдыха, ребятам 4 класса представилась возможность поучаствовать в проекте «Доброта вокруг нас». Им предложили создать своими руками проекты памятников Доброты для парка. И вот, на этом открытом уроке, дети познакомили зрителей со своими работами: детские ладошки, которые держали бабочку, собака как символ любви к животным и голубь как символ мира.
«Доброта спасет мир, а мир в наших руках» – этими словами закончился классный час.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Для 7 класса прошел урок изобразительного искусства «Монументальная скульптура и образ истории народа». Учитель ИЗО Н.А. Ткачева рас сказала ребятам, что такое скульптура, познакомила с известными мемориальными ансамблями стран и их образным языком. Затем ученики своими руками выполнили проект памятников, посвященных Победе в Великой Отечественной войне.
- Чтобы сохранить память для вас, - сказала Наталья Александровна, - записываются воспоминания ветеранов, пишутся литературные произведения и стихи, сочиняются песни и бережно хранятся фронтовые фотографии, медали, ордена. Художники пишут картины, скульпторы создают монументы. Вот в чем заключается смысл изобразительного искусства в патриотизме.
В конце урока состоялась защита выполненных проектов и ребята оценили работы каждой группы.
Дороги нашей памяти
В завершение семинара в Большовской школе состоялось общее мероприятие. Учащиеся школы под руководством учителей Г.В. Васильевой, О.Е. Филипповой и Н.И. Лизогубовой подготовили насыщенное трогательное выступление.
Поставленные инсценировки любимых военных фильмов, песни и стихотворения — все тронуло зрителей до глубины души, до мурашек на коже, до слез на щеках. Талантливые дети настолько искренне исполняли свои роли, что каждый гость прочувствовал всю боль и страдания людей военных лет, никто не смог сдержать эмоции.
Перед зрителями выступил Ф.М. Растаргуев – глава Большовского сельского поселения.
- В нашей школе очень большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, - сказал Федор Михайлович. – Невероятная атмосфера царит на всех мероприятиях, которые проводятся в честь памятных дат. Дети уважительно относятся к памяти, знают историю родного края, ухаживают за памятниками.
Затем слово взяли Т.А. Авилова – председатель районного совета ветеранов, и Е.В. Леонтьева – начальник отдела по образованию, опеке и попечительству администрации Серафимовичского муниципального района. В своем выступлении они выразили благодарность учителям школы и детям за подготовленное мероприятие, отметив, что организаторы показали все, как было на самом деле: тяжелое детство, сломанные судьбы.
Атаман станицы Усть-Хоперской В.В. Антипов и атаман х. Большого В.А. Ряснов также поблагодарили участников концерта за высокий уровень подготовки, талантливое исполнение и подаренные эмоции.
"Усть-Медведицкая газета"